(0412) 46-72-74
(067) 411-45-38

Шумозащитные (акустические) барьеры

Шумозащитный экран (акустический экран, шумозащитный барьер, акустический барьер) - это препятствие на пути распространения звуковых волн. В качестве материалов для создания шумозащитных экранов используют звукоотражающие и звукопоглощающие материалы. К первым относятся кирпич, железобетон, пластики, в том чисое и акрил. Ко вторым - композитные материалы, стекловолокнистые плиты, пенополиуретаны и другое.


В условиях крупных городов из этих материалов изготавливают вертикальные стенки, которые строят вдоль оживленных автодорог, ж/д путей, аэровокзалов и производств в случае, если они находятся в жилой зоне.


Использование при строительстве экранов пластиков позволяет создать эстетичный и эффективный барьер на пути распространения звука. А это намного важнее, чем может показаться. Дело в том, что однообразная, без возможностей обзора дорога с шемопоглощающими непросветными барьерами повышает утомляемость и снижает внимательность человека за рулем. Это повышает аварийность на этих участках дороги.


Самый ударопрочный их всех инженерных пластиков - монолитный поликарбонат. Это антивандальный материал, но имеет один недостаток для шумобарьеров - высокая стоимость панели с двусторонней УФ-защитой. Поэтому наибольшее распространение в дорожном строительстве получил литой акрил. Он обладает уникальной прозрачностью, стабилен к атмосферным воздействиям, легок и не требует УФ-защиты.



Шумозащитный экран создает за собой зону акустической тени. Для создания эффекта барьера для звуковых волн защищаемые объекты должны находиться ниже этой тени (в вертикальной проекции). Т.е. если мы проведем условную линию от источника шума до вершины экрана, защищаемый объект не должен до нее доходить.



Акустические барьеры могут быть тонкими и толстыми. Стенки и плоские заграждения - это тонкие экраны. И самым востребованным материалом для создания таких препятствий являются акриловые листы. Земляные насыпи и здания - это толстые экраны, которые применяются в основном в загородных зонах. Эффективность шумозащитного экрана расчитывается из разницы звукового давления в дБ в точках до и позади экрана. И этот показатель зависит от хаактеристик материала, из которого изготовлен шумозащитный барьер, источника шума и характеристик среды.


При изучении источника шума рассматриваются его уровень воздействия, направление звука (от земли или к ней), длина звуковых волн.


В группу факторов окружающей среды входят направление и сила ветра, перепады температур, возможные отражения звука от поверхности земли.


Над созданием шумозащитных барьеров работают архитекторы, звукоинженеры и проектировщики транспортных путей. Объединение усилий разных специалистов направлено на достижение желаемого уровня звука, одновременн сохраняя городскую эстетику. Автотранспорт является самым значительным источником шума при работе в режиме низких скоростей (менее 30 км/ч для легковых автомобилей и 50 км/ч - для грузовых). Шум от автотранспорта это сумма из слагаемых: шум от сцепления шин с дорожным покрытием, аэродинамический шум и шум от работы двигателей.


Время суток Допустимый уровень шума, dB Некомфортный уровень для человека, dB Неприемлимый уровень шума для человека, dB
День (7:00-19:00) 50-55 55-60 60 <
Вечер (19:00-23:00) 45-50 50-55 55 <
Ночь (23:00-7:00) 40-45 45-50 50 <


Шумозащитный экран


Для достижения оптимального уровня звукового комфорта человека на улицах города и в жилых помещениях, существует нормативная база:

СНиП II-12-77. "Нормы проектирования. Защита от шума";

ГОСТ 28100-89 (СТ СЭВ 6085-87). "Защита от шума в строительстве. Глушители шума. Методы определения акустических характеристик";

ГОСТ 27679-88 (СТ СЭВ 5840-86). "Защита от шума в строительстве. Санитарнотехническая арматура. Метод лабораторных измерений шума";

ГОСТ 23337-78 (СТ СЭВ 2600-80). "Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий";

ГОСТ 23426-79. "Шум. Методы измерения звукоизоляции кабин наблюдения и дистанционного управления в производственных зданиях";

ГОСТ 20444-85. "Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики";

ДБН 360-92**. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";

Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты населения от влияния шума" (N 1745IV от 03.06.2004г.);

Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (приказ № 3077-84 от 03.08.1984г. Главного государственного санитарного врача);

ВБН В.2.3.218-007-98 "Екологічны вимоги до автомобільних доріг (проектування).


Европейские нормативные документы, поддерживающие шумозащитную инициативу:

EN 1793-1:1997

Устройства для снижения шума дорожного движения. Метод испытания для определения акустических характеристик. Часть 1. Собственные характеристики звукопоглощения.


EN 1793-2:1997

Устройства для снижения шума дорожного движения. Метод испытания для определения акустических характеристик. Часть 2. Собственные характеристики звукоизоляции.


EN 1793-3:1997

Устройства для снижения шума дорожного движения. Метод испытания для определения акустических характеристик. Часть 3. Стандартизованный спектр дорожных шумов.


EN 1794-1:2003

Свойства неакустических шумоподавляющих устройств на дорогах. Часть 1. Механические свойства и требования к устойчивости.


EN 1794-2:2003

Свойства неакустических шумоподавляющих устройств на дорогах. Часть 2. Общие требования техники безопасности и экологические требования.

[profiler]
Memory usage: real: 11010048, emalloc: 10807808
Code ProfilerTimeCntEmallocRealMem